Зарубежный опыт

Вверх / Зарубежный опыт /

Малое предпринимательство Китая
1. Страна

Китайская Народная Республика (КНР) образована в 1948 г. со столицей в г. Пекине, который в международной практике именуется Бейджунгом. Общая площадь территории страны (без Тайваня) составляет 9,6 млн. кв. км. В административном отношении страна делится на 23 провинции (без Тайваня), 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения. Население Китая в 2006 г. насчитывало 1,314 млрд. человек из которых 74% проживает в сельской местности, а городское население составляет 26%, при этом экономически активная часть население составляет 71,4%. Основными признаками «современного Китая» считают индустриализацию страны, развитую рыночную экономику, социальную и культурную ее ориентацию, урбанизацию страны, здоровую окружающую среду.

Вот уже более 50 лет экономика КНР развивается с применением системы государственного планирования народного хозяйства страны. За это время были выполнены десять пятилетних планов и ныне успешно реализуется 11-й пятилетний план развития страны. Кратко рассмотрим основные периоды социально-экономического развития Китая. Так в 1950 – 70 годы в стране реализовывались принципы жёсткой централизованной плановой экономики. Развивалась тяжёлая индустрия, а в сельской местности интенсивно проводились принципы коллективного хозяйствования. С 1979 г. в Китае начала проводиться политика либерализации социально-экономической жизни в стране. В сельской местности поощрялось создание кооперативов и мелких ремесленнических предприятий, а в городах стимулировалось развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). При этом постепенно ослаблялся государственный контроль над деятельностью крупных промышленных предприятий, сопровождаемом только планированием в регулировании цен и распределении ресурсов.

В период 1980 - 90-х годов, активно проводились рыночные реформы, сопровождаемые возрастающей открытостью для международного сотрудничества, обеспеченной юридическими гарантиями для иностранного капитала и значительными экономическими льготами. Для ускоренного промышленного развития осуществлялась государственная политика создания свободных экономических зон (далее - СЭЗ), способствовшая привлечению иностранных финансовых и научно-технических ресурсов. Вдоль юго-восточного побережья Китая были созданы десятки СЭЗ, в которых действовали законы свободного рынка, что явилось основой ускоренного социально-экономического развития страны в течение последних 20 лет. На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие такие факторы как: наличие природных ресурсов, избыток дешёвой рабочей силы, удобное географическое положение и множество морских портов, а также близость мощных экономических партнеров, таких как Япония, Южная Корея, Гонконг, Макао и Тайвань. Благодаря экономическим реформам, в течение 1980-х годов национальный доход возрастал в среднем на 10% в год, а начиная с 1991 стал увеличиваться и объем внешней торговли. С 1990 по 1997 г. средний прирост ВВП был самым высоким в мире, достигнув 11,9%. Одновременно происходили реформы в промышленности с постепенной реструктуризацией и приватизацией крупных предприятий, с привлечением иностранного частного капитала. Проводилась активная политика государственной поддержки развития малого предпринимательства, что позволило постепенно устранить дисбаланс между объемами производства в тяжелой и легкой промышленности и привело к росту сферы услуг. Доля государственных предприятий в производстве промышленной продукции сокращается (с 80% в 1978 до 34% в 1998), а доля частных предприятий продолжает возрастать. К началу 1997 г. объем иностранных инвестиций в китайскую экономику превысил $40 млрд. В 1998 году в стране было зарегистрировано 91166 новых совместных предприятий, а через 3 года в - 2001 г. их общее количество составило более 128 тысяч (*1) . На первом этапе реформ за период 1979-2000 г. Китай в четыре раза увеличил уровень ВВП, достигнув годового дохода $ 850 на душу населения, при этом добавленная стоимость в промышленности (в сопоставимых ценах) ежегодно возрастала в среднем на 11,6%. В конце 2001 года Китай вступил в ВТО, что послужило мощным импульсом для развития страны и стимулировало привлечение дополнительных иностранных инвестиций. Это привело к тому, что в Китай двинулся целый ряд мировых корпораций, привлечённых возможностью значительного расширения производства и объёма продаж. По оценкам американского журнала «Fortune», в 2001 году почти 92% транснациональных корпораций открыли или намереваются открыть свои штаб-квартиры в Китае. . На начало 2002 г. в Китае количество предприятий с иностранными инвестициями достигло 390 тыс., в их числе 400 ведущих ТНК мира. Так, японские компании «Мацусита электрик» и «Саньо электрик» ожидают роста своих продаж в Китае на 30% и 25% соответственно. Американская корпорация «Дженерал Моторс» планирует увеличить производство автомобилей в Китае в два раза (*2). За период 1991 - 2001 гг. ВВП Китая возрос более чем в 5 раз (в текущих ценах) и в 2002 г. превысил 10,5 трлн. юаней (рост в текущих ценах в 30 раз по сравнению с 1978 годом). Одним из важнейших достижений современного Китая является сохранение на протяжении значительного времени высоких темпов экономического развития В 2002 году ВВП страны вырос на 8 % по сравнению с предыдущим годом, при этом рост в сфере промышленного производства и строительства составил 9,9 %, в сельском хозяйстве — на 2,9 %, в сфере услуг — на 7,3 %. Инвестиции в основной капитал увеличились на 24,1 %, составив в абсолютном выражении $276,3 млрд.

Поворотным пунктом в экономической истории Китая стала разработка, принятие и начало реализации 15-летней программы 1996-2010 гг. перспектив экономического и социального развития страны до 2010г. В годы десятой пятилетки (2001-2005 гг.) сохранялись высокие темпы социально-экономического развития на основе ускоренного реформирования народно-хозяйственной структуры, что создало надежную основу для удвоения ВВП в 2010 г. по сравнению с 2000 годом. Важнейшим фактором экономического роста Китая в течение 2002-05 гг. является расширение внутреннего инвестиционного и потребительского спроса. Рост инвестиционного спроса давал 65 % прироста ВВП, тогда как воздействие потребительского спроса составило 22%, таким образом, основная часть ВВП — 87 % — обеспечивалась инвестициями и потребительским спросом.

По итогам десятой пятилетки развития страны (с 2001 по 2005 год ) экономика Китая в 2005 г. по объёму ВВП вышла на 4 место в мире, достигнув $2,225 трлн. по обменному курсу (что соответствует $8,86 трлн. по покупательной способности, занимая по этому показателю II место в мире). Основными производителями ВВП являются: сельское хозяйство 12,5% в котором сосредоточено 49,1% занятого населения; промышленность создаёт - 47,3% ВВП с помощью 21,6 % занятого населения и сфера услуг обеспечивает 40,2% ВВП с помощью 29,3% занятого населения (*3) . Государственный бюджет 2005 г. по доходам составил $392,1 млрд. и по расходам достиг $424,3 млрд. Экспорт составил $752,2 млрд. при импорте в $631,8 млрд. Трудовые ресурсы страны в 2005 г. составили 791,4 млн. человек при общем уровне безработицы в пределах 9%. К концу 2006 г. по золотовалютным резервам , достигшим $1 трлн. и Китай вышел на первое место в мире.

В течение последних 6 лет отмечается четкая тенденция к сокращению доли сельского хозяйства, медленному росту доли промышленного сектора и ускоренному росту сферы услуг, доля которой с 2000 г. по 2005 г. возросла с 33,4% до 40,2% (см. таблицу). Например, консультационные услуги являются новой и быстро развивающейся сферой деятельности МСП. С развитием информационных технологий расширяется и революционизируется рынок консалтинговых услуг в самых различных сферах предпринимательской деятельности. Уровень развития этого рынка характеризуется тем, что на нём в 2003 г. активно действовало 1637 консультационных фирм, на которых работало более 160 тысяч специалистов. Общий доход консультационных агентств в 2003 достиг 451 млрд. юаней. При этом 77,9% оказываемых услуг предоставляется на внутреннем рынке частным предприятиям и общественным организациям. Структура консультационных услуг: 2,2% - стратегические исследования,14,08% - технологические консультации; 2,42 – консультирование по вопросам управления предприятиями; 71,48% - инжиниринговые консультации 9,82% разного рода технико-экономические консультации. Для проведения согласованной политики в отношениях с клиентами и государственными органами власти, консультационные агентства создали в 2003 г. «Китайскую ассоциацию консультантов» (The China Consulting Association - ССА). Основной целью Ассоциации является повышение профессионального уровня членов ассоциации, разработка процедур сертификации консультационных агентств, оказание специальных услуг для различных организаций и развитие рынка консалтинговых услуг.



Высокие темпы роста ВВП были достигнуты за счет эффективного сочетания принципов планового регулирования экономики с рыночными методами на основе централизованного определения темпов и пропорций развития народного хозяйства страны. Для ускоренного развития экономики Китай использует широкий спектр видов и форм привлечения иностранных инвестиций. Это внешние займы, экспортные ссуды, облигационные займы; прямые иностранные инвестиции, включая совместные предприятия с частичным и со 100%-ным иностранным капиталом и другие источники зарубежного капитала (международный лизинг, компенсационная торговля, эмиссия акций на внешнем рынке и др.).

В 2003 г. на XVI съезде КПК была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 г., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превратив его в богатое, демократическое и цивилизованное государство. В 2010 году по сравнению с 2001 годом предполагается увеличить ВВП в 2 раза, в том числе путем расширения участия КНР в мировой экономике. Для дальнейшего обеспечения высокого жизненного уровня в Китае на основе совершенствования структуры народного хозяйства и повышения его эффективности, поставлена задача к 2020 году вновь увеличить в 4 раза уровень ВВП по сравнению с 2000 годом и значительно укрепить экономическую мощь и конкурентоспособность продукции. Национальная программа экономического развития предусматривает в предстоящие 15 лет (2006 – 2020 гг.) уделять основное внимание развитию 11 ключевых секторов, включая телекоммуникационную и ИТ-отрасль. В области связи приоритет будет отдан созданию в стране современной коммуникационной инфраструктуры. Среди основных задач в ИТ-сфере — разработка сложного прикладного ПО, информационных сетей нового поколения, создание цифрового контента, решение проблем ИТ-безопасности. В последние годы индустрия услуг Китая развивалась быстрыми темпами. Новый период индустриализации должен стать поворотом от ресурсоёмкого производства к высокотехнологичному и наукоёмкому ресурсосберегающему способу производства, при существенном улучшении экологической ситуации в стране. К 2020 году удельный вес индустрии услуг в общем объеме ВВП страны должен повыситься с нынешних 33% до 50-60%. В намеченные сроки ВВП превысит $4 трлн. и ежегодный доход на душу населения достигнет примерно $3 тыс., что будет соответствовать уровню государств со средним уровнем доходов населения. В настоящее время китайские экономисты предусматривает реализацию достижений научно-технической революции до 2050 года и выдвигают концепцию создания «современного общества», находящегося на одном научно-техническом, информационном и интеллектуальном уровне с развитыми странами.


2. Уровень развития и роль МСП

Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет, сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создаёт огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии. Однако этот сектор испытывает трудности в привлечении капиталов, в заимствовании технологий и в приобретении информации. Правительство постоянно предпринимает различные меры по созданию более благоприятных условий для дальнейшего развития МСП и будет поэтапно совершенствовать правовую систему регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики. Намечен ряд мер по улучшению работы государственных фондов развития МСП и способов управления кредитными гарантиями для них. Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в секторе МСП, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков. В 2002 г. был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который призван максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию. Важное практическое значение имеют положения об учреждении «Государственного фонда развития малых и средних предприятий» (финансируемого за счет центрального бюджета), о защите законных доходов МСП и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск сектора МСП во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики.

В 2005 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, выросло их количество и повысилась их прибыльность. В конце 2005г. в стране насчитывалось более 4,3 млн. МСП и 27,9 млн. индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения. Это составило 99,6% от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции. Сектору МСП принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На долю МСП приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта Китая (*5). При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 99 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 100 до 999 человек. В 2005 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил $218,25 млрд. и $197,71 млрд., соответственно увеличившись на 31,8 и 22,5%, при этом основной рост обеспечивал сектор МСП. В настоящее время промышленная структура государственных предприятий (ГП) Китая представлена следующими основными категориями предприятий: 45266 больших и средних ГП и 230000 совместных предприятий (СП).

Основным проводником государственной экономической политики в стране является «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (The National Development and Reform Commission - NDRC), одним из важнейших направлений её деятельности является формирование условий для динамичного развития МСП. Для этого, в составе NDRC создан «Департамент малого и среднего предпринимательства» и образован «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (The China Center for Business Cooperation & Coordination - CCBCC). CCBCC является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития МСП. Основными функциями CCBCC являются:

1. Исследование роли, состояния и потребностей сектора МСП, проведение широких дискуссий с целью сбора информации и формулировки предложения для выработки политики, способствующей развитию МСП.

2. Участие в создании мощной национальной комплексной системы оказания услуг для МСП.

3. Организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров и заключении контрактов при участии специализированных агентств.

4.Обучение руководящего и обслуживающего персонала МСП.

5. Предоставление информации, консультирование и диагностирование МСП.

6. Издание периодических журналов и ежегодных обзоров о деятельности и состоянии МСП в Китае.

CCBCC разработал ряд постоянно действующих государственных программ поддержки МСП. В целях пропаганды важности быстрейшего развития этого сектора экономики, были проведены исследования по проблемам развития МСП, организуются множество конференций по обмену информацией и опытом наиболее успешных предприятий. CCBCC регулярно проводит множество международных выставок, различных семинаров и форумов с представительством различных стран и международных организаций по актуальным вопросам деятельности МСП. Только за период с 1990 по 2001 г. при содействии CCBCC было подписано 950 международных проектов по развитию МСП в Китае на общую сумму $6,2 млрд. Эта организация постоянно проводит курсы обучения для предпринимателей с участием зарубежных и отечественных преподавателей. Ныне CCBCC создаёт национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию МСП.

По решению Правительство Китая в августе 2001 г .была открыта государственная некоммерческая информационная служба «China SME Online – CSMEO : www.sme.gov.cn), поддерживаемая «Департаментом развития МСП» в «Национальной комиссии по развитию и реформированию» (The National Development and Reform Commission – NDRC). Это позволило обеспечить всестороннее и своевременное информационное обслуживание населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП. Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности МСП. Информационная сеть CSMEO обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития МСП в стране и за рубежом. CSMEO предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую МСП. В целях дальнейшего расширения информационной сети и для координации деятельность CSMEO в части создания высококачественной 3-х уровневой общенациональной системы информационного обслуживания МСП в 2003 г. по инициативе NDRC было создано главное информационное агентство «Бейджунг МСП онлайн компании» (Beijing SME Online Co., Ltd.). На первом уровне находится основной вебсайт в Бейджунге (Пекине), который имеет вспомогательные сайты второго уровня в каждом регионе, к третьему уровню относятся информационные сети во всех городах, экономических зонах и муниципалитетах.

Наряду с общей информацией о состоянии рынка МСП, CSMEO публикует сведения о выдающихся научно-технических достижениях, о патентах и о новых технологиях. Публикует данные об агентствах, оказывающих услуги МСП, информирует о порядке создания предприятия, консультирует начинающих предпринимателей и предоставляет сведения о деятельности кредитно-финансовых институтов. Сообщает о потребностях в трудовых ресурсах для МСП в различных регионах и городах страны, а также дает информацию о специалистах, ищущих работу. Кроме того, CSMEO характеризует особенности развития местных и международных групп промышленных предприятий, а также предоставляет технологические и коммерческие сведения о членах различных союзов предпринимателей. Для удобства пользователей, CSMEO осуществляет онлайновые консультации предпринимателей по правовому регулированию деятельности МСП, по вопросам аттестации систем управления качеством и менеджментом, а также оказывает помощь в разработке планов компьютеризации предприятий.

CSMEO обслуживает и государственные учреждения, осуществляя распространение информации по всем государственным службам, связанным с деятельностью МСП. Производит анализ статистических данных о состоянии и деятельности МСП, даёт прогнозы дальнейшего его развития. Проводит сбор сведений о деятельности агентств и институтов поддержки МСП с целью оценки их эффективности. Распространяет информацию об опыте работы наиболее успешных МСП, оказывает помощь в развитии электронного бизнеса (*6). Помогает предпринимателям в онлайновом режиме оформить заявки в фонды поддержки МСП на оказание помощи. Разрабатывает проекты программ обучения и помощи стартующим предпринимателям в налаживании бизнеса, а также координирует деятельность учебных курсов и программ для МСП. Анализирует практику деятельности системы гарантирования кредитов для МСП с целью минимизации рисков. Одновременно CSMEO оказывает всем желающим широкий спектр технических услуг в их числе: электронная почта, поисковые машины, подбор тематической информации, оперативные исследования, видео-конференции, создание веб-сайтов, бесплатное информационное обслуживание; дистанционное обучение, создание электронных библиотек и баз данных для МСП.


3. Развитие научно-технологической инфраструктура МСП Китая

В целях преодоления научно-технического отставания КНР от развитых стран, в 1982 году была принята программа инноваций в социально-экономической сфере на основе идеи создания научных парков. Первый парк был организован недалеко от Гонконга в г. Шэньчжэне в 1985 г. Научно-технологическую поддержку парку оказал местный университет и все научные центры страны. Место в парке предоставлялось только фирмам, обладавшим передовыми или новыми технологиями и имевшим возможности для их внедрения. Обязательными были также наличие рыночной ниши для продукции и экспортная ориентация производства. Учредителями научного парка выступили муниципалитет Шэньчжэня, Академии наук КНР и «Международная трастовая и инвестиционная корпорация провинции Гуандун» (МТИКПГ). Правительство КНР на безвозмездной основе передало парку 316 гектаров земли и предоставило значительные льготы ( налоговые каникулы, привилегии в сфере экспорта и импорта, возможность доступа к научно-техническим грантам правительства и др.). Фирмам-участницам кредиты выделялись государственными банками под низкие проценты. За десять лет работы парка «Шэньчжэнь» было разработано более 90 новых технологий и продуктов, некоторые из которых завоевали международное признание, например, китайская интегрированная компьютерная система «Чжучжэнь» или лучшая в мире портативная рентгеновская установка «Xenton». Успех в развитии технологических парков способствовал привлечению в КНР венчурного капитала, начиная с 1985 г. В конце 2004 года в стране насчитывалось уже более 180 различных венчурных инвестиционных компаний, из них 90% – правительственные, 8% – иностранные, а остальные 2% – совместные. Общая сумма их капиталовложений превысила $30 млрд. юаней (более $3,5 млрд.).

В целях дальнейшей активизации инновационной деятельности в секторе МСП, в 1987 году Китай начал создавать «инкубаторы научно-технических предприятий» (они также называются центрами развития и освоения высоких и новейших технологий). Эти инкубаторы осуществляют поиск и поддержку технических и научных инноваций путём создания высокотехнологичных МСП. Следующим этапом в научно-техническом развитии Китая было создание в 1988 году Пекинской экспериментальной зоны новых и высоких технологий, являющейся крупнейшим технологическим парком страны. На его территории в 100 км2. функционируют десятки учебных заведений (в том числе Пекинский государственный университет), 130 научно-исследовательских институтов и лабораторий, в которых занято более ста тысяч специалистов. Второй по величине технопарк Китая – «Наньху», расположен в городе Шеньяне и занимает площадь в 22 кв. км. Там находится 12 вузов, 30 научно-исследовательских институтов, 220 предприятий высокой технологии, в том числе 30 компаний с участием иностранного капитала в размере более $7 млрд. В 1990 году начал действовать государственный план приоритетного внедрения научно-технических достижений, источниками финансирования которого стали главным образом кредиты, капитальные инвестиции, собственные средства предприятий, общественные сбережения, средства отраслей или провинций. Государство выделяет лишь небольшие вспомогательные средства для отдельных проектов. Это в значительной мере способствовало развитию инновационного предпринимательства в действующих и вновь создаваемых технопарках. Ныне в Китае технопарки функционируют по всей стране, включая города центральных и северо-восточных провинций, такие как Харбин, Чанчунь, Шаньян, Сиань, Ланьчжоу, Ченду и др.

Благодаря государственной поддержке уже в начале 1990 в Китае начали возникать так называемые «Зоны высоких технологий» (технопарки). Ныне в технопарках действует от 14 до 16,5 тысяч предприятий, занятых исследовательской и внедренческой деятельностью. Фактически, технопарки территориально и организационно пересекаются со специальными экономическими зонами. Это позволяет технопаркам весьма эффективно взаимодействовать с зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом обмене. Китайское Министерство Науки и Техники сообщает о создании 120 зон освоения высоких и новейших технологий различного уровня, из которых 53 – имеют государственное значение. В 2004 г. в стране действовало около 500 бизнес-инкубаторов и в их числе свыше 200 различных «инкубаторов научно-технических предприятий». Из них 109 являются сертифицированными национальными центрами поддержки МСП в числе которых 24 специализируются в е программном обеспечении и ещё 58 являются научно-техническими парками при университетах и колледжах. Бизнес–инкубаторы обеспечивают быстрейшее технологическое развитие региональной промышленности, привлекая к взаимодействию с МСП наиболее квалифицированных научно-технических специалистов. Бизнес –инкубаторов располагают 1515,1 млн. квадратных метров производственных и офисных площадей, на которых расположено около 3 млн. МСП, что составляет почти 25% от всех МСП страны. Правительственное агентство по управлению инкубаторами находится в составе Министерства науки и технологий, поэтому большинство инкубаторов Китая оказывают услуги компаниям, занимающимся технологиями. Основная часть инкубаторов расположена в крупных городах. Например в Шанхае находится более 30 инкубаторов, самый большой из которых обслуживает 300 компаний. Многие из инновационных компаний были созданы так называемыми «вернувшимися учеными», которые получили образование за рубежом и возвратились в Китай, чтобы создать новые компании на активно развивающемся рынке.

В 1992 г. в Китае начали создаваться Центры производственной поддержки МСП и уже в 1995 г. в стране создана национальная ассоциация Центров производственной поддержки, представляющая интересы всех структур поддержки и развития МСП. Деятельность этих Центров направлена на увеличение производительности предприятий сектора МСП и на повышение их конкурентоспособности. С момента организации первого Центра производственной поддержки в 1992 г. и по 2004 г. в стране создано 1218 таких центров, действующих во всех регионах и во многих городах страны. Эти центры специализируются в машиностроении, металлургии, материаловедении, в химической промышленности, сельском хозяйстве, аэрокосмической технике, легкой промышленности и др. Такие центры оказывают консультационные услуги, внедряют новые технологии, осуществляют испытание продукции, обеспечивают информационное обслуживание МСП, предоставляют площади для инкубирования новых МП, проводят обучение и подбирают специалистов для работы на различных предприятиях. В 2004 г. общая стоимость основных фондов этих центров достигла 77 млрд. юаней ($ 9,65 млрд.)и на их финансовую поддержку из госбюджета было выделено 10,1 млн. юаней ($ 1,25 млн.). В центрах в 2004 г. было обучено 173 тыс. специалистов, и предоставлены консультации для 92 тысяч МСП. В 2004 г. в стране действовало 7298 образовательных и исследовательских организаций. По числу работающих в них исследователей Китай вышел на второе место в мире после США, опередив Японию и Россию. Общее число инженерных центров, созданных в Китае с привлечением иностранных инвестиций, увеличилось за последние четыре года с 200 до 750. Государственное регулирование деятельности научно-технических организаций, технопарков и инженерных центров проявляется, прежде всего, в определении направлений исследований и в развитии высокотехнологичных производства, а также в бюджетном финансировании стратегически важных разработок. На протяжении последних нескольких лет такими направлениями были: микроэлектроника, телекоммуникации, биоинженерия и технологии новых материалов.


4. Государственная поддержка инновационной деятельности

Ещё на ранних этапах социально экономических реформ в Китае в начале 1980-х годов, Правительство Китая стремилось модернизировать промышленность и на этой основе, в дальнейшем обеспечить возможность для наращивания научно-технического потенциала страны. Правительственная поддержка этой политики осуществлялась через ряд целевых программ и планов, направленных на развитие высоких технологий и подъём образовательного уровня населения. В 1986 г. начала реализовываться программа «863», нацеленная на развитие научно-технического потенциала, как основы для обеспечения стабильного роста экономики страны в среднесрочной перспективе. В качестве приоритетов были выделены восемь областей развития: биоинженерия, космическая техника, информатика, лазерная техника, автоматика, энергетика, новые материалы, техника освоения мирового океана. В целях развития сельской экономики на основе применения научно-технических достижений в 1986 г. началась реализация государственной программы «Искра», финансируемой, в основном, за счет банковских кредитов и аккумулированных общественных средств сельскохозяйственных коммун при дополнительной помощи государства.

Затем в 1988 году руководство страны принимает генеральную программу «Факел» с целью развития науки и техники для быстрейшего внедрения в производство передовых отечественных разработок (*7) . В рамках этой программы, предприятиям оказывается содействие в коммерциализации инновационных разработок, способствующих росту производства товаров на основе высоких технологий. Основным источником финансирования программы «Факел» является привлечение общественных средств. Следующим этапом начавшимся в 1996 году, было начало реализации научно-техническая программа социального развития до 2010 года, направленная на повышение качества жизни и улучшения среды обитания, гармонизацию отношений человека с природой и содействие научно-техническому прогрессу в социальной сфере. Эта программа охватывает здравоохранение, совершенствование коммунального хозяйства, рациональное использование и охрана природных ресурсов, улучшение экологической среды, превентивные меры против стихийных бедствий .

В 1998 году государством была инициирована экспериментальная работа по проекту «созидания новых знаний», на которую в течение трех лет было выделено 4,8 млрд юаней (около $600 млн.). Целью проекта являлось создание функционального механизма интеллектуального новаторства и организация международных центров знания. В том же году правительство КНР выделило 1 млрд. юаней (около $120 млн.) на учреждение «Фонда средних и малых предприятий научно-технического профиля», предназначенного для создания механизмов рисковых инвестиций и трансформации научно-технических достижений в реальное производство. Таким образом, предполагалось обеспечить быстрое развитие МСП с высокой технологичностью и конкурентоспособностью.

Однако, несмотря на определённые сдвиги, некоторые направления инновационной деятельности оказались весьма слабыми так как, многие предприятия не имели достаточных возможностей для осуществления технологических инноваций. Около половины крупных и средних предприятий не проводили технологических исследований и примерно 40% научно-исследовательских организаций не имели стабильного финансирования. Это не позволяло таким предприятиям оказывать необходимую и достаточную технологическую поддержку сектору МСП. Слабость большинства государственных институтов занимающихся базовыми исследованиями общенационального характера (сельское хозяйство, здравоохранение, энергетика, охрана окружающей среды, стандартизация и др.) не позволяла удовлетворить растущим требованиям социально-экономического развития страны. При этом, недостаток квалифицированных посреднических организаций во многих случаях ограничивал возможности для реализации имеющихся эффективных инновационных разработок. Для усиления активности в сфере НИОКР и высоких технологий было принято решение о создании национальной системы поддержки инновационной деятельности. В настоящее время структура этой системы совершенствуется, однако ещё не удалось достигнуть тесного взаимодействия среди множества НИИ и исследовательских центров.

Одним из первых шагов Правительства по созданию национальной системы развития инновационной деятельности является содействие в раскрытии научно-технического потенциала сектора МСП, который обеспечивает устойчивое развитие национальной экономики и её конкурентоспособность на мировых рынках. Именно сектор МСП служит движущей силой технологических инноваций во всех секторах экономики. Поскольку инновационные предприятии сектора МСП существуют во всех отраслях экономики то и их деятельность диверсифицирована в различных направлениях.. Это развитие технологий, совершенствование производства, инновации в сфере услуг и менеджмента. В связи с тем, что деятельность инновационных МСП связана с множеством рисков, то для их поддержки необходима помощь со стороны государства. В этой связи в Китае были разработаны основные принципы государственной поддержки инновационных МСП, учитывающие приоритетные цели национальной технической политики и сочетающие прямую и косвенную поддержку предприятий в соответствии с их конкретными нуждами.

Политика Правительства по поддержке и развитию инновационных МСП основывается на:

1. Разработке общей стратегии в отношении инновационных МСП;

2. Создании административного органа по координации инновационной деятельности в секторе МСП;

3. Предоставлении налоговых преференций для модернизирующихся МСП;

4. Создании системы финансовой поддержки для инновационного развития МСП;

5. Обеспечение информационного, консультационного и технического обслуживания инновационного развития МСП;

6. Создании бизнес-инкубаторов для поддержки быстро развивающихся МСП;

7. Содействии в организации венчурных фондов для МСП.

Кроме того, в стране эффективно действует система государственной и общественной поддержки и развития инновационных МСП. Общественная поддержка осуществляется через систему некоммерческих и профессиональных ассоциаций, организующих комплекс мероприятий по продвижению новых научно-технических идей. В свою очередь, государственная система поддержки таких предприятий предусматривает:

- Создание системы финансовой поддержки для компенсации возможных рисков, предоставления оборотного капитала и субсидий в соответствии с действующим «Законом о поддержке МСП». В государственный бюджет введены статьи затрат на создание специальных фондов для развития МСП и оказание помощи финансовым институтам поддерживающим МСП, что позволит кардинально улучшить финансовое обслуживание МСП.

- Уменьшение возможных предпринимательских рисков, особенно на ранних этапах развития предприятий, увеличивая их шансы на достижение успеха. Особое внимание уделяется возможности быстрого привлечения в сектор МСП частного капитала на достаточно выгодных условиях с учётом льготного налогообложения.

- Государственная технологическая поддержка МСП осуществляется на основе бесплатного или льготного предоставления предприятиям результатов научно-технических разработок, выполненных в государственных НИИ и лабораториях, а также путём своевременной информационной и консультационной поддержки предпринимателей.

- Маркетинговая система государственной поддержки направлена на стимулирование устойчивого взаимодействия МСП с крупными предприятиями при одновременном содействии в их реструктуризации и оптимизации использования имеющихся ресурсов. Особое внимание уделяется предпочтительному размещению в секторе МСП государственных заказов на товары и услуги. Политика правительства направлена на поддержку экспортных возможностей МСП при одновременном стимулировании предпринимателей к инвестициям за рубежом.

В рамках специальной программы развития высокотехнологичного сектора, разработанной Министерством науки и технологий Китая, для успешного развития высокотехнологичных производств за 1997 - 2001 гг. было вложено в фундаментальные и прикладные исследования около $13 млрд. Эти средства направлялись на помощь академическим институтам и малым инновационным компаниям для коммерциализации результатов фундаментальных исследований и НИОКР в сфере электроники и информационных технологий. Правительство предоставило китайским изготовителям компьютеров и электроники налоговые льготы и в значительной мере защитило их интересы от зарубежных конкурентов. В связи с этим был принят закон, по которому иностранные компании могли выйти на китайский рынок, только основав совместное предприятие с китайской фирмой. Американские, европейские, японские и тайваньские изготовители электронного оборудования в массовом порядке стали размещать в КНР свои производства и давать крупные подряды местным компаниям, что позволило Китаю с 1997 по 2000 год удвоить выпуск компьютерного оборудования и выйти на второе место в мире после США. Перед Китаем стояла также задача развития собственного производства программного продукта, т.к. этот сегмент высоких технологий до 2000 г. находился на низкой ступени развития. Китайские программисты не могли предложить конкурентоспособной продукции в связи с отсутствием поддерживающих законов и организационных решений, недостатком обученных кадров и инвестиций, ограничением уровня зарплаты сотрудникам, что не позволяло привлекать талантливых специалистов. Чтобы преодолеть отставание в производстве программных продуктов, в 2000 г. для предприятий этой отрасли Правительство ввело ряд различных льгот и отменило ряд административных ограничений. Так, фирмы с оборотом более $1 млн. в год получили право непосредственной продажи своей продукции зарубежным клиентам, а для международной сертификации компаний-разработчиков, государство оказывало финансовую помощь. Эти меры позволили уже в 2001 году увеличить объем продаж программного обеспечения внутри КНР на 39% – до $4 млрд, а объём экспорт повысить с $400 млн до $750 млн. Для стимулирования выпуска более сложных программных продуктов министерствам и ведомствам было предписано использовать отечественные операционные программы. Кроме того, КНР вместе с Японией и Южной Кореей приступила к разработке общеазиатского варианта операционной системы, призванного стать альтернативой Microsoft Windows.

В 2001 г. доля от продажи компьютеров и электронной продукции составил 7,9% от общего объём экспортной выручки страны. Через четыре года в 2005 г. в сегменте высокотехнологичной компьютерной и коммуникационной продукции экспортно-импортный оборот страны составил $416 млрд . При этом экспорт Китая превысил $218 млрд. (~ 29% всего экспорта), в том числе объем экспорта компьютерной продукции составил почти $105 млрд. или 13,7% от всей экспортной выручки страны, а экспорт коммуникационной аппаратуры составил $72,3 млрд. За последние пять лет зарубежные инвестиции в высокотехнологичный сектор китайской экономики превысили $70 млрд. Это в значительной мере способствовало тому, что в 2006 году суммарный внешнеторговый оборот высокотехнологичной продукции в Китае достиг $500 млрд.

Одной из важных задач реформирования экономики страны, является передача функций по управлению научно-техническим прогрессом от государственных организаций в ведение уполномоченных частных научных и технологических специализированных агентств. Ускоренное создание инфраструктуры поддержки инновационных процессов является важнейшим стратегическим направлением, обеспечивающим расцвет национальной экономики на основе научно-технического прогресса. В этой связи, начиная с 2003 г., Министерство науки и технологий уделяет значительное внимание созданию национальной сети научных и технологических посреднических агентств, организуемых на базе некоторых исследовательских институтов. Наличие таких агентств и высоко-технологичных МСП является одним из важнейших условий, обеспечивающих подъём национальной инновационной системы. Посреднические агентства играют основную роль в популяризации технологических новшеств, в их производственном приложении, в оценке новых научно-технических достижений и в распространении инновационных идей. Это позволяет предприятиям сектора МСП принимать взвешенные технические и управленческие решения на основе качественных консультаций, что значительно снижает предпринимательские риски. Посреднические научные и технологические агентства, действуют на основе чётких правил взаимодействия с клиентами при передаче и реализации новых разработок. Таким агентствам поручается разработка научно-технических программ и инновационных проектов, популяризация новейших технологических достижений и организационное обеспечение реализации проектов. Опираясь на мнение консалтинговых служб и научно-технических агентств, Правительство определяет государственную научно-техническую стратегию на перспективный период. На основании этой стратегии, государственные органы принимают решение о проведении тех или иных НИОКР и затем поручают соответствующим частным научно-техническим агентствам организовать реализацию наиболее перспективных проектов.

По мере углубления реформ в научно-технической сфере, быстро создавались такие посреднические организации как Центры производственной поддержки, бизнес-инкубаторы, технологические бюро, консалтинговые агентства по обслуживанию предпринимателей. Национальные зоны высоких технологий являются хорошим примером взаимодействия производственных предприятий с научно-техническими агентствами в рамках выполнения государственных проектов. Сейчас в Китае действует около 6 миллионов научно-технических посреднических организаций, на которых занято почти 110 миллионов специалистов.

В «Основных положениях государственного плана средне- и долгосрочного развития в области науки и техники на 2006-2020 годы» отмечается необходимость дальнейшего усиления инновационной и научной деятельности. Предполагается, что к 2020 году доля капиталовложений в научные исследования и открытия в валовом внутреннем продукте Китая возрастет до 2,5%; более чем до 60% вырастет коэффициент вклада науки и техники в экономику; до 30% снизится внешняя техническая зависимость. Для этого Правительство Китая последовательно увеличивает вложения в исследования и разработки. В 2004 году общий размер таких инвестиций составил $108,9 млрд. (1,5% ВВП), в 2005 году – $125,4 млрд., а в 2006 году может составить $139,6 млрд.



В 2006 году из центрального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) будет выделено 71,6 млрд. юаней (около $9 млрд.), что на 19,2% больше показателя предыдущего года.

Министерство науки и техники КНР предполагает, что к 2020 году Китай войдет в число государств инновационного типа, к которым относятся, в частности, США, Япония, Республика Корея и Финляндия. Это будет обеспечиваться созданием целостной научно-технической системы развития инновационной деятельности в стране. Ныне в научно-технической сфере КНР сосредоточено 38,5 млн. человек, из них 1,1 млн. занимаются непосредственно исследованиями и разработками. По численности занятых в научно технической сфере, Китай занимает ведущее место в мире. Уже сейчас КНР экспортирует компьютеров, телефонов, телевизоров, мониторов и микросхем более чем на $100 млрд. в год, уступая по объему выпуска такой продукции лишь США.. По оценке многих экспертов, через несколько лет Китай станет лидером на мировом рынке ИТ.

Госбюджетные инвестиции в НИОКР к 2010 г. составят 2% от ВНП, а к 2020-му они возрастут до 2,5% и будут направляться на фундаментальные исследования, которые будут в перспективе востребованы рынком. При этом власти обещают повысить прозрачность механизма распределения выделяемых из бюджета фондов и обеспечить надежный контроль за их расходованием. Помимо этого власти страны намерены стимулировать крупные предприятия тратить больше средств на прикладные исследования и разработки и создавать совместные лаборатории с университетами и НИИ. Предполагается также в полном объеме реализовать в стране механизмы защиты интеллектуальной собственности и авторских прав.


5. Система финансовой поддержки МСП

Правительство Китая, понимая насущную необходимость финансовой поддержки сектора МСП, для его динамичного развития и обеспечения высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках предприняло ряд мер по облегчению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам. Практика выдачи мелких обеспеченных кредитов в стране началась в конце 2002 года и в последние годы постоянно увеличиваются объемы кредитов, выдаваемых МСП. По данным «Национальной комиссии по развитию и реформированию» (the National Development and Reform Commission - NDRC), к середине 2003 г. количество финансовых институтов, осуществляющих гарантирование кредитов для МСП, достигло 966, с общим капиталом 28,65 млрд. юаней. Эти институты обеспечили финансовое гарантирование свыше 100 тысяч займов на общую сумму 117,9 млрд. юаней. Ежегодно количество организаций, занимающихся гарантированием кредитов, возрастает в среднем на 25%.

Создание системы предоставления гарантий для предприятий сектора МСП является одним из важнейших условий обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. В этой связи, Правительство поручило «Банку Развития» предоставлять льготные кредиты и субсидии гарантийным компаниям, основанным местными органами власти. Эти средства позволяли осуществлять выпуск ценных бумаг под обязательства гарантийных компаний, что способствовало повышению их финансовой устойчивости и расширению возможностей по гарантированию кредитов для МСП, нуждающихся в финансовой поддержке для обеспечения выпуска новых товаров и услуг. Обычная схема финансирования заключется в том, что «Банк Развития» предоставляет льготный заём или субсидию какой либо государственной компании по сбору средств необходимых для создания достаточного гарантийного капитала, который затем передавался действующей или вновь организуемой компании по гарантированию кредитов. Для финансовой поддержки гарантийных компаний МСП, «Банк Развития» предпринял несколько вариантов для повышения их кредитоспособности и гарантийных возможностей. Банк может предоставлять гарантийным компаниям полную или частичную гарантию по займам, либо осуществлять полное или частичное страхование обязательств гарантийной компании. В случае полного или частичного гарантирования кредитов, «Банк Развития», во взаимодействии с одним из институтов финансового гарантирования, осуществляет залоговое покрытие банковских кредитов для МСП, в соответствии с заранее оговоренными пропорциями. «Банк Развития» (The Development Bank) в 2003 г. запустил новую программу финансовой поддержки инновационных МСП, которая охватывает различные системы кредитования и методы контроля использования средств. В 2004 г. эта программа была успешно применена в 32 отделениях банка. К концу 2005 г. по этой программе было предоставлено кредитов на 11,3 млрд. юаней (~$1,4 млрд.) и в течение 8 кварталов сохранялась 100% возвратность кредитов и процентных ставок по ним. Финансовая поддержка была предоставлена 2197 МСП, что позволило создать 220 тыс. новых рабочих мест. В рамках этой программы ныне реализуется 106 различных форм предоставления кредитов и 121 вид гарантийного обеспечения кредитов, а также создано 79 кредитных комитетов обеспечивающих предоставление займов в 334 городах и районах страны.

К концу 2005 г. «Банк Развития» обеспечил страховое покрытие (re-guaranty) обязательств 35 гарантийных компаний и одной тысячи МСП. При этом Правительство ежегодно предоставляло определённую финансовую поддержку гарантийным компаниям, с целью постоянного увеличения их способности к обеспечению покрытия кредитных обязательств. Таким образом, совместными усилиями «Банка Развития» и Правительства была удовлетворена потребность в финансировании гарантийных компаний. Это позволило к концу 2005 г. сформировать в стране гарантийный капитал, способный обеспечить гарантийное покрытие займов для МСП на общую сумму 19 млрд. юаней .

Другой крупнейший «Промышленно-торговый банк» Китая к концу 2005 г. предоставил кредиты малым предприятиям на сумму 81,6 млрд. юаней. Причём за последние 2 года объёмы кредитования МСП этим банком в среднем увеличивались ежегодно на 35%. На долю МСП приходится свыше 20 процентов от общей суммы кредитов, выдаваемых этим банком, что способствует быстрому развитию финансовых услуг по основным видам хозяйственной деятельности МСП.

С июня 2006 г. национальные и международные банки Китая стали конкурировать за право предоставления финансовых услуг предприятиям сектора МСП. Например, «Шанхайский Банк Развития Пудонг» (Shanghai Pudong Development Bank -SPDB) начал акцентировать свою деятельность на обслуживании МСП, т.к. этот многочисленный сектор играет ведущую роль в структуре заёмщиков и доходов. Специально для заёмщиков сектора МСП разработан ряд финансовых инструментов и услуг. За первые 6 месяцев 2006 г. банковско-финансовые учреждения Китая предоставили сектору МСП, в общей сложности 4,5 млрд юаней (~$0,56 млрд.) в виде мелких обеспеченных кредитов из которых около 800 млн. юаней (~$100 млн.) было предоставлено для трудоустройства многих безработных (*9) .


6. Развитие экспортного потенциала Китая на основе свободных экономических зон

С началом социально-экономических реформ в Китае, была провозглашена политика внешней открытости и курса на привлечение иностранных инвестиций. Для реализации с этой политики Правительство разработало стратегию развития отсталых регионов страны с помощью создания в них свободных экономических зон (СЭЗ). На территории СЭЗ могут использоваться многие преимущества рыночной экономики с привлечением иностранных инвестиций. Экономика страны, нуждалась не только в притоке капитала, но и в новых технологиях, позволяющих повысить уровень производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с конкурентоспособной готовой продукцией. Являясь обособленными хозяйственными структурами СЭЗ имеют возможность быстро осваивать современные технологии и обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции, способствуя развитию прилежащих территорий и целых регионов. Принимая решение о создании СЭЗ, Правительством были определены следующие основные цели в сфере экономики:

• Обеспечение притока иностранных инвестиций и увеличение валютных поступлений в страну; •

• Изучение научных достижений и привлечение передовой техники и технологии; •

• Овладение опытом управления предприятиями в условиях рыночной экономики; •

• Изучение конъюнктуры рынка и активизация участия в мировой экономике; •

• Эффективное использование человеческих и природных ресурсов; •

• Апробация новых экономических моделей для последующего применения во внутренних районах страны. •

Сначала было создано четыре специальные экономические зоны: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь. Первая СЭЗ была организована в 1979 году в селении Шэньчжэнь возле города Сянган и основными инвесторами там были компании из Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и Японии. Развитие СЭЗ позволило Китаю, уже к середине 80-х годов стать одним из основных получателей частных иностранных инвестиций в мире. Не отказываясь от основ плановой экономики, страна накопила опыт функционирования отечественных предприятий в условиях рыночной экономики, распространенный, впоследствии, на внутренние районы. Успех, достигнутый в результате использования иностранного капитала в СЭЗ, заметно оживил внешнеэкономическую деятельность страны в целом. В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы.

Уже через 10 лет СЭЗ «Шэньчжэнь», занимая площадь 327,5 кв.км, превратилась в динамично развивающийся современный город с населением в два млн. человек, а сейчас там проживает более четырех млн. человек. Первоначально экономика СЭЗ ориентировалась на привлечение инвестиций в предприятия по переработке сырья и материалов по заказам зарубежных фирм, что обеспечивало быстрый оборот денежных средств. Это привело к тому, что с 1980 по 1990 гг. промышленное производство в «Шэньчжэне» выросло в 200 раз. В начале 1990-х годов администрация «Шэньчжэня» взяла курс на внедрение в производство новейших технологических процессов и продуктов высоких технологий. Благодаря этому среднегодовой темп роста производства с использованием последних научно-технических достижений составляет сегодня более 55 % (*10). СЭЗ «Шэньчжэнь» включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной продукции в 1999 г. достиг $7,5 мрлд. а в 2002 году внешнеторговый оборот СЭЗ «Шэньчжэнь» составил 84,42 млрд. долларов США, увеличившись на 27,1% по сравнению с 2001 годом (*12). Созданная в тот же период СЭЗ «Чжухай» ныне насчитывает около 4980 предприятий с иностранными инвестициями, вложенными в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д.

Привлечение иностранных инвестиций и импорт высоких технологий способствовали развитию собственных производств и созданию новой конкурентоспособной продукции. Проводимая государственная политика препятствовала импорту в страну устаревших технологий и одновременно стимулировала создание иностранными корпорациями совместных научных и исследовательских центров непосредственно на территории КНР. Поэтому, крупнейшие высокотехнологичные транснациональные компании (Motorola, IBM, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др.) начали создавать с середины 90-х годов в крупнейших городах Китая и СЭЗ собственные исследовательские центры, в которых работают и обучаются десятки тысяч китайских инженерно-технических работников и ученых.

Яркими примерами успешного развития СЭЗ являются:

- СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования – электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

- СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов с участием иностранного капитала в облшасти нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Обем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых 95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.

- СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций - $22,3 млрд.

Другим примером может служить создание в 1985 г. «зоны экономического и технологического развития» в вблизи города Куншана (Kunshan Economic & Technological Development Zone - KETD). Эта зона занимает территорию в 7700 гектаров на которой было построено 75 мостов, 149 км скоростных шоссе и создана единая система отопления и водоснабжения. В развитие инфраструктуры KETD было вложено свыше 4 млрд. юаней, что способствовало быстрому экономическому развитию. Решением Госсовета в 1992 г. KETD была преобразована в «зону национального развития». Затем в 2000 г. внутри KETD была создана «Куншанская экспортно-технологическая зона» (Kunshan Export Processing Zone - KEPZ) площадью 2,86 кв. км, явившаяся первой из 15 экспортно-технологических зон, в которых разрешено свободно передавать готовые товары и полупродукты другим предприятиям, находящимися вне зоны для дальнейшего производства (*10). В KEPZ были созданы: «Экспортно-технологическая зона Янгсу-Кушан» (Jiangsu Kunshan Export Processing Zone), «Всекитайский бизнес – инкубатор Куншана для обучения китайских эмигрантов» (China Kunshan Business Incubator for Overseas Chinese Scholars), « Международный бизнес-центр в Янгсу» (Jiangsu International Business Center) и «Китайский промышленный парк для Японских компаний» (Kunshan Industrial Park for Japanese Companies). К концу 2002 г. за счёт инвестиций из 38 стран в KETD было образовано более 900 компаний специализировавшихся в информационных технологиях, в производстве прецизионного оборудования и потребительских товаров. Все компании были сертифицированы в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001, что обеспечило высокую инвестиционную привлекательность для отечественного и зарубежного капитала.

Совершенная хозяйственно-экономическая инфраструктура KEPZ, начиная с 2001 г. обеспечила ей лидирующее положение в международной торговле продуктами высоких и информационные технологий среди всех остальных экспортно-технологических зон Китая. В KEPZ государством гарантируются основные преимущества для национальных зон экономического развития, наряду с этим, вводятся и ряд дополнительных привилегий. Все компании, действующие в KEPZ, рассматриваются как предприятия «расположенные на территории Китая, но вне таможенных границ». Это позволяет отказаться от обязательной системы банковского депонирования валюты и таможенного контроля, при этом не взимается НДС и потребительский налог на производимые товары и услуги , а также отсутствуют экспортно-импортные квоты и лицензии, ограничивающие деловую активность на территории зоны. Так предприятиям в KEPZ разрешено беспошлинное перемещение следующих товаров:

- ввоз машин, оборудования и агрегатов, необходимых в производстве, запасных частей и узлов для ремонта, строительной техники и материалов для возведения промышленных зданий, складских помещений и объектов инфраструктуры, а также офисного оборудования для собственных нужд предприятий;

- ввоз сырья, запасных частей, узлов, упаковочных материалов и других продуктов, используемых для производства экспортной продукции;

- вывоз готовой продукции и компонентов, бракованных изделий и отходов, полученных на территории зоны и продаваемых за границей.

Другим важным направлением в развитии внешней торговли было принятие в 1984 г. Правительством Китая решения об открытии для мирового рынка и интернационализации производства 14 городов-портов на побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. К этим городам с льготным режимом хозяйственной деятельности относятся: Бэйхай, Чжаньцзян, Гуанчжоу, Фучжоу, Вэньчжоу, Нинбо, Шанхай, Наньтун, Ляньюньган, Циндао, Яньтай, Далянь, Тяньцзинь, Циньхуандао (*11). Создание в индустриально развитой полосе Китая свободных экономических зон в форме «открытых» городов стимулировало ускоренное привлечение иностранного капитала, способствовало дальнейшему экономическому развитию и повышению деловой активности прилежащих районов. «Открытые города», расположенные в приморский полосе страны с 20-ти миллионным населением обладают достаточно высоким экономическим потенциалом,они функционируют в общей системе производственных и административных связей страны с ориентацией на развитие прибрежных и внутренних регионов Китая. «Открытые города»- порты получили значительные свободы в проведении самостоятельной экономической политики. Им можно принимать законодательные акты по регулированию потоков иностранного капитала, предоставлять дополнительные льготы или ограничения в налогообложении, арендной плате за землю и т.д. В частности, они имеют право самостоятельно утверждать проекты совместных предприятий с участием иностранного капитала в размере от $5 до $30 млн. В «открытых городах» размещены технопарки, разрабатываются новейшие технологии с участием иностранного капитала, функционирует экспортно-ориентированное производство, активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые города» можно назвать комплексными зонами экономического и технологического развития. На обустройство этих территорий были затрачены огромные средства, оцениваемые примерно в $15 – 17 млн. на каждый гектар освоенной площади. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня (*12) . «Открытые города»-порты ныне обеспечивают 23% всего промышленного производства Китая, 40% экспортных поставок и осуществляют почти 100% грузооборота всех морских портов (*11).

Например, в Тяньцзине, на месте бывшей пустоши, на площади 35 кв. км. сегодня функционирует зона технико-экономического освоения, где получили развитие металлургическая, машиностроительная, химическая, электроэнергетическая, текстильная, бумажная, а также пищевая промышленность. Основными инвесторами являются компании Южной Кореи, США и Японии, которые только в 2002 г. вложили в зону экономического развития г.Тяньцзиня $2,41 млрд. В расположенном на берегу Желтого моря «открытом городе» Циндао, находятся предприятия химической промышленности, имеется зона свободной торговли и промышленный парк высоких технологий. Циндао является современным портом, международным торговым центром, курортом, местом международного и национального туризма и отдыха. Здесь открыто 7 международных и 38 внутренних авиалиний. Вокруг города, вдоль автострад, располагается 55 промышленных парков с иностранным капиталом более $1 млрд. доход от международного туризма ежегодно составляет более $100 млн. В Циндао действует 76 отелей и успешно функционируют 10 международных и 104 местных туристических агентства, имеется 1538 банков и их филиалов с участием иностранного и китайского капиталов.

Другим примером является создание в 1988 г. зоны комплексного назначения в одном из самых отсталых районов Китая на острове Хайнань (площадь 34 тыс. кв.км.) , расположенном в Южно-Китайском море. Для привлечения туда инвестиционного капитала была предложена целая система налоговых скидок и льгот в самых различных отраслях (горнодобывающая промышленность, с/х, транспорт, высокие технологии и др.). Благодаря этому, доход крупнейшей СЭЗ Китая - Хайнань в 2001 году от привлечения11,25 млн. туристов, составил более $723 млн. (*12). За 17 лет функционирования к 2002 г. эта СЭЗ привлекла иностранный капитал в размере $8 млрд. и имеются предложения ещё на $7 млрд.. В СЭЗ реализуется 234 проекта с размером инвестиций свыше $10 млн. каждый, 11 проектов с суммарными инвестициями, превышающими $100 млн.

Затем в 1990 году в Шанхае была создана зона развития – «Пудун», в которой образована зона свободной торговли и сформировано несколько районов промышленной, научной и финансово-торговой специализации. Уже в первые годы функционирования в СЭЗ «Пудун» начали реализовываться 5405 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд. К концу 2002 г. муниципалитет Шанхая, используя зону «Пудун» в качестве инструмента привлечения инвестиций, подписал контракты под реализацию 27352 проектов с участием зарубежного капитала , на $62 млрд. Основные инвести, ции ,, ,, , п, , , оступили из США, Японии, Сингапура, Франции и Канады (*13). Благодаря высокой концентрации иностранных компаний в Шанхае, в 2002 году было получено налоговых поступлений на $17,4 млрд. Из 1113 видов коммерческой деятельности с участием иностранного капитала, представленных в Шанхае, 636 направлено на обслуживание международной торговой деятельности. В настоящее время , наиболее эффективно действуют СЭЗ в следующих регионах: это Дельта реки Янцзы и прилегающие районы, Регион Бохайского залива, Юго-Восточный регион, Регион Юго-Западного Китая и частично Южного Китая, Северо-Восточный регион, Регион пяти провинций Центрального Китая и Северо-Западный регион (*14). Создание СЭЗ в крупных регионах способствует освоению внешних и расширению внутренних рынков, наряду с усилением межрегиональных хозяйственных связей. Опыт деятельности СЭЗ в Китае свидетельствует о возможности преобразования небольших поселений в города с развитой инфраструктурой и передовыми экспортно-ориентированными производствами. Ныне различные типы СЭЗ функционируют практически на всей территории Китая (*15).

После возвращения под юрисдикцию Китая провинций Сянган (как теперь именуется Гонконг в 1997 г.) и Аомэнь (бывший Макао в 1999 г.) на их территории были созданы особые административные районы (ОАР). Правительство Китая приняло решение о сохранении в этих районах капиталистической системы хозяйствования ещё на 50 лет, чтобы за это время вся страна постепенно достигла высокого уровня экономического развития. На территории ОАР Сянган проживает 0,5% общего населения Китая, которые выпускают 25% товаров и услуг (*16), производимых в стране Сянган, и поныне остаётся основным инвестором в экономику континентального Китая и третьим по значимости торговым партнером после Японии и США. Ежегодный товарооборот между Сянганом и остальным Китаем составляет более $40 млрд. На его долю приходится третья часть экспорта США в КНР. Иностранные фирмы, находящиеся в Сянгане, беспошлинно поставляют оборудование и материалы своим филиалам на территории материкового Китая. Готовые изделия беспошлинно ввозятся обратно с целью реэкспорта. Сянган остается четвертым, по значимости, в мире банковским центром, восьмым субъектом торговли и экономики, занимает шестое место по доле ВВП на душу населения.

ОАР Аомэнь с населением почти в 450 тыс. человек является международным свободным портом и независимой налоговой зоной, сохраняет низкие таможенные тарифы и придерживается принципов свободной торговли. Администрация Аомэня заключила соглашения о безвизовом режиме примерно с 30 странами и районами, а также со 130 странами и районами поддерживает устойчивые торгово-экономические связи. Основными отраслями Аомэня являются строительство, переработка товаров на экспорт, финансовые услуги, туристический и игорный бизнес. Экономика Аомэня относится к островной экономике открытого типа и малого масштаба (предприятия с численностью персонала <100 чел. - 93,41%, <15 чел. - 60%, >200 чел. - 1,62%). Она сильно зависит от мирового рынка товаров и услуг (90% туристов – иностранцы, 95% продукции перерабатывающей промышленности идет на экспорт).

К началу 2002 г. в Китае было создано 6 специальных экономических зон и более 30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, специальные таможенные пространства, районы и территории, имеющие особый налоговый и торговый статус.Такие зоны являются наиболее экономически развитыми регионами страны (*17). Признано, что свободные зоны в Китае стали успешным экспериментом, вклад СЭЗ всех типов во внешнеэкономические связи КНР значительно превышает их «вес» в населении или промышленном производстве. Таким образом, СЭЗ в Китае получили широкое распространение, развили те города и территории, где они организовывались. По исследованиям экономистов, в 2002 г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд. Примерно 2/3 этих средств приходится на гонконгский и тайваньский капитал и 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала. СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и социального положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Благодаря созданию множества эффективных СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и завоевать там устойчивое положения, производя конкурентоспособные товары, объединив социалистическую направленность политики страны с рыночной экономикой.

Таким образом, СЭЗ являются одним из важных факторов общей стратегии экономического развития страны, создающим возможность эффективной концентрации ограниченных национальных и иностранных ресурсов. В последние годы в КНР прорабатывается возможность предоставления иностранным инвесторам льгот, основываясь не на территориальном (как в СЭЗ), а на отраслевом принципе путём поощрения инвестиций в конкретные отрасли промышленности, сельского хозяйства, энергетики и пр. Это обусловлено тем, что многие регионы КНР, расположенные вдали от побережья, заинтересованы в притоке капиталовложений направляемых на развитие местной экономики.


7. Развитие системы образования и профессионального обучения

Китайское Правительств постоянно уделяет огромное внимание вопросам развития народного образования и совершенствования качества трудовых ресурсов. Применение различных общеобразовательных и специализированных программ обучения направлено в том числе и на развитие индивидуальной предприимчивости обучаемых в целях расширение их возможностей для самореализации. Полученные знания и умения повышают приспособляемость населения к изменяющимся обстоятельствам, дают возможность для поиска и получения новой работы, открывают перспективы для предпринимательской деятельности. Начиная с 1994 г. в стране законодательно была введена система сертификации всех, успешно окончивших различные типы учебных заведений. В настоящее время в стране принята 5-ти ступенчатая система квалификации трудовых ресурсов: соответствующая начальному и среднему общему образованию, средней профессиональной подготовке, высокой профессиональной квалификации и высшей технической квалификации. Это способствовало созданию стимулов для постоянного повышения профессионализма работников в течение всего периода трудовой деятельности. В 1998 г. в 30 городах страны была запущена программа по обучению основам предпринимательства с целью стимулирования ранее уволенных работников к самостоятельной предпринимательской деятельности, как путем предоставления консультаций, так и оказанием необходимых услуг.

В стране быстро развивается сеть начальных и средних общеобразовательных школ и в них обучается 98,6 % детей школьного возраста. Ныне действует 31900 государственных средних школ для взрослого населения и других специализированных учебных заведений (профессиональные и технические училища, вечерние школы для взрослых, техникумы и курсы повышения квалификации) в которых обучается 32,4 млн. студентов. Наряду с этим в стране имеется 70 тыс. частных учебных заведений различного профиля, в которых ежегодно обучается свыше 14,2 млн. студентов. Ежегодно свыше 72 млн. человек проходят обучение в вечерних профессиональных училищах и техникумах (*18) . Развитая и эффективная система предварительной подготовки трудовых резервов создана на основе общенациональной сети профессионально-технических училищ, готовящих рабочие кадры для новых предприятий. В эту сеть входят 3465 государственных учебных центров и 17500 частных учебных заведений, которые ежегодно обучают и стажируют свыше 11 млн. человек. В этих училищах получают профессиональную подготовку те выпускники средних школ, которые не смогли поступить ВУЗы или продолжить в них обучение. Национальная система профессионально-технического образования включает стадию предварительного обучения перед наймом на работу, ученичество, обучение при смене места работы, стажировку и периодическое повышение квалификации. Все виды профессионально-технического обучения позволяют получить необходимые навыки и специальные знания для выполнения новых видов сложных работ. Для обеспечения высокой эффективности различных типов учебных заведений (ВУЗов, техникумов, профессиональных и технических училищ, учебных центров), государство создало постоянно действующую многоступенчатую национальную систему профессионально-технического обучения, направленную на подготовку квалифицированной рабочей силы для новых промышленных центров, для безработных, для мигрантов из сельской местности и для повышения квалификации действующих работников. Технические училища являются многопрофильными центрами профессиональной подготовки и специализируются на краткосрочных и длительных программах подготовки высококвалифицированных рабочих. Сейчас в стране действует около 80 тысяч учебных заведений по повышению квалификации работников различных профессий. Это позволило ежегодно подготавливать свыше 45 млн. квалифицированных специалистов.

В целях повышения качества трудовых ресурсов в 2002 г. в стране была принята программа «Улучшения профессиональной подготовки для повышения квалификации наёмных работников» и «Национальный проект по обучению высококвалифицированных специалистов». Одновременно была запущена 3-х летняя программа по ежегодной подготовки 500 тысяч новых технических работников. Все эти меры направлены на повышение общего профессионального уровня трудовых ресурсов, на ускоренное обучение большого количества квалифицированных рабочих, ориентированных на выполнение сложных работ, обладающих высокой мобильностью и способных к быстрой смене вида работ. Основные усилия были направлены на обучение работе на новой технике, обращению с новыми материалами, и применению передовых технологий в целях удовлетворения острой потребности в специалистах, обладающих различными профессиями и склонных к творческой деятельности в сфере высоких технологий.

В целях повышения мобильности трудовых ресурсов Правительство страны приняло меры по разработке постоянно действующей системы переобучения ранее уволенных работников с целью получения ими новой профессии, востребованной на рынке труда. С 1998 по 2000 г. был реализован 3-х летний план «Обучения 10 миллионов уволенных работников для обеспечения их повторного найма». За этот период было переподготовлено свыше 13 миллионов работников, которые затем получили работу. В 2001-03 гг, было дополнительно обучено свыше 15 миллионов ранее уволенных работников. Профессионально-технические училища, находящиеся в сфере профсоюзов, обучили 3,6 млн. раннее уволенных работников. Кроме того, в 2003 г. основам предпринимательства было обучено 280 тыс. человек, из которых 50% успешно открыли свое дело или стали индивидуальными предпринимателями, либо стали самозанятыми. В стране активно развивается система дистанционного обучения на основе электронной сети Интернет и использования спутниковых коммуникационных технологий. Это позволяет в наибольшей мере охватить программами профессионального обучения широкие слои населения на всей территории страны. В 2003 г. Китае было 3167 технических училищ, в которых обучалось 1,9 млн. студентов и проходило ежегодную переподготовку ещё 2,2 млн. специалистов.

Касаясь занятости молодежи, следует указать, что в Китае ежегодно более 20 миллиона молодых людей входят в трудовой возраст, при этом среди зарегистрированных безработных, свыше 70 % лиц в возрасте до 35 лет. Для минимизации социальной напряженности в среде безработной молодежи, правительство разработало программу длительностью от 1 до 3-х лет по профессиональной подготовке к работе молодых людей, которым даётся возможность ознакомиться с различными профессиями и осуществить наиболее приемлемый для них выбор специальности с последующим обучением в средних профессионально –технических училищах. В процессе обучения они получают необходимую профессиональную подготовку, учатся основам предпринимательской деятельности , узнают о действующей в стране системе найма и по окончании училища, имеют определённые гарантии по трудоустройству. Для выпускников ВУЗов, предпринимаются комплексные меры по их трудоустройству. В их числе широкая информация о потребностях рынка труда, совмещение учебы на старших курсах с работой на базовых технических должностях в различных предприятиях, содействие студентам старших курсов и выпускникам ВУЗов в создании собственных МП. Для повышения предпринимательской активности и стимулирования самозанятости среди молодёжи, государство предоставляет налоговые льготы, микрокредиты и даёт возможность получения консультаций и бесплатных услуг при открытии собственного бизнеса. Одновременно производится корректировка специализации ВУЗов в соответствии с изменяющимися требованиями рынка труда. В 2003 правительство запустило проект курсов повышения квалификации для выпускников институтов, которые не смогли устроиться на работу. Во многих городах страны при содействии городских администраций, общественных организаций и предпринимательских объединений созданы центры по стажировке выпускников институтов, действующие при предприятиях. Это позволяет улучшить возможности трудоустройства для молодых специалистов.

В целях улучшения профессиональной подготовки предпринимателей сектора МСП и повышение конкурентоспособности предприятий, по инициативе «Национальной комиссии по развитию и реформированию» (NDRC) был реализован «Национальный проект системы обучения предпринимателей» (the National Galaxy Training Project -NGTP). Проект NGTP финансируется Правительством и другими институтами, специализирующимися в поддержке МСП. К реализации программы NGTP привлечены государственные учреждения всех уровней, связанные с поддержкой МСП. Все образовательные учреждения и местные структуры управления, ответственные за развитие МСП, обязаны разработать учебные планы, подготовить преподавательский состав и приобрести необходимые учебники. В число обучаемых включены действующие и стартующие предприниматели, работники кредитных организаций, оказывающих финансовую поддержку МСП. Обучение осуществляется специализированными агентствами и включает программы по профессиональной подготовки в управлении бизнесом, в организации создания новых МСП, в технологических инновациях и финансовом менеджменте. Программа реализуется под контролем Департамента МСП во всех 32 регионах страны, в автономных округах и муниципалитетах Учебные центры в рамках программы NGTP должны действовать на всей территории страны, однако наибольшая их активность должна быть сосредоточена в западных и северо-восточных областях Китая.

Для морального и экономического стимулирования работников к постоянному повышению квалификации в стране организована система конкурсов профессионализма на национальном, региональном и местном уровнях. Национальные конкурсы проводятся раз в два года, а в промежутках, организуются профессиональные конкурсы в рамках отраслей, производств и разных видов деятельности, стимулируя этим повышение квалификации работников всех категорий. Начиная с 1995 ежегодно определяются 10 лауреатов « Китайской большой премии за профессионализм» и присуждается 100 премий «Национальных технических экспертов». Так в 2003 г. 18 миллионов рабочих и инженерно-технических работников приняли участие в стажировках и профессиональных конкурсах.

В системе высшего образования в 2003 г. обучалось 19 млн. студентов. В настоящее время в стране насчитывается 74,4 млн. специалистов с законченным высшим образованием. Кроме того, ежегодно более 58 млн. специалистов посещают различны курсы и семинары, способствующие повышению квалификации. Эти меры позволили подготовить только в 2003 г. более 34 млн. классных специалистов. Китаю за 20 лет удалось воссоздать мощную армию научных работников, разгромленную в годы «культурной революции». Для этого китайские власти за государственный счет отправляли на учебу за границу тысячи молодых людей, т.к. своих университетских преподавателей в то время еще не хватало. Из них после окончания учебы на родину возвращалась лишь треть, остальные оседали в других странах. С целью привлечения на родину множества китайских студентов обучающихся за границей, Государственный банк развития Китая (The State Development Bank of China - SDB) объявил об учреждении кредитного фонда размером $308 млн., предназначенного для оказания им финансовой помощи при создании новых венчурных предприятий в Китае. Этот фонд доступен для всех китайских студентов обучающихся в различных странах мира. Первое отделение фонда было открыто в портовом городе Дайляне (Dalian) с целью привлечения в этот город и прилежащие территории возможно больше китайских специалистов, получивших образование за рубежом. Процентная ставка по выдаваемым кредитам составляет 5,85% в год, что соответствует стандартной ставке Народного банка Китая.

Несмотря на огромные трудовые ресурсы, правительство Китая стремится к увеличению занятости среди женщин и инвалидов. Для этого разработана система правовых гарантий, обеспечивающая равенство мужчин и женщин при найме на работу. Конституция КНР, Трудовое законодательство страны и «Закон КНР о защите прав и интересов женщин» предусматривают меры по защите прав женщин при найме на работу. В мае 2001 г, Правительство страны приняло «Программу развития возможностей для женщин Китая на 2001-2010 гг.» направленную на расширение занятости женщин в экономической деятельности. В 2003 г. в стране работало 337 млн. женщин. Кроме того, созданы определенные преимущества для работодателей, применяющих труд инвалидов. Особую озабоченность предоставляют более 60 млн. инвалидов из которых 24 млн. в трудоспособном возрасте. Более 20 лет в стране проводится политика по социальной реабилитации инвалидов путём вовлечения их в трудовую деятельность. В законодательном порядке инвалидам гарантируется право на труд и одновременно принимаются меры по контролю условий труда инвалидов и защите их интересов. Государством установлены пропорции численности инвалидов к общему числу работающих на различных предприятиях. Таким предприятиям предоставляются налоговые льготы и дополнительное социальное обслуживание инвалидов (материальная поддержка, медицинское обслуживание и др.). Предприятия с меньшим количеством инвалидов, чем это требуется по закону, платят дополнительны взносы в фонды социального страхования. Только в 2003 г. в городах Китая было трудоустроено более 4 млн. инвалидов, а в сельских районах работало 16,8 млн. инвалидов. Уровень занятости в среде инвалидов составил 83,9%.

(*1) Китай: Факты и цифры: Издательство “Синьсин”, 2001. - компакт-диск.
(*2) http://www.ChinaChamber.com.cn
(*3) http://english.gov.cn/official/2005-07/28/content_17992.htm
(*4) http://service.china.org.cn/link/wcm/Show_Text_r?info_id=126667&p_qry=малый%20and%20бизнес
(*5) Агенство Синьхуа (http://www.xinhuanet.com/) Дата: 26/12/2005
(*6) http://www.sme.gov.cn/web/assembly/action/browsePage.do?channelID=1085017184455&contentID=1092736656434
(*7) И.В.Мажаров. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее // http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm
(*8) www.sme.gov.cn 2005_11_10
(*9) www.chinaview.cn 2006-06-21 10:30:41
(*10) Друзик Я. С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. - Минск: ФУАинформ, 2000.
(*11) то же
(*12) Друзик Я.С. Свободные экономические зоны //Мн: 2000, с.141-142
(*13) В.Игнатов, В.Бутов. Свободные экономические зоны //М:1997, с.28
(*14) Материалы информационного офиса, бюро Государственного Совета Китайской Народной Республики, март 2000
(*15) http://www.ChinaChamber.com.cn
(*16) Китай: Факты и цифры: Издательство “Синьсин”, 2001. - компакт-диск
(*17) М.Баранов. Специальные экономические зоны Китая // http://www.chinalaw.ru/CCI/l023.htm
(*18) http://www.sme.gov.cn/web/assembly/action/browsePage.do?channelID=1085017184455&contentID=1092736656447



© НП "Московский центр развития предпринимательства"