Онлайн займы в Казахстане все срочные займы онлайн в Казахстане на карту.

Информация о стране

Вверх / Европа / Италия / Информация о стране /

Российско-итальянское торгово-экономическое сотрудничество


Италия является одним из ведущих торговых партнеров России среди западных стран. В последние годы в российско-итальянских торгово-экономических отношениях продолжается устойчивая тенденция роста.

В 2006г. двусторонний товарооборот составил 30,8 млрд долл., что на 31,4% больше, чем за аналогичный период 2005 года, при этом российский экспорт достиг 25,1 млрд долл. – рост на 31,8%, а импорт из Италии – 5,7 млрд долл. – рост на 29,5%.

Товарная структура российско-итальянской торговли за последние годы существенно не изменилась. В российском экспорте в Италию основная роль традиционно принадлежит энергоносителям. Важнейшим товаром в российском экспорте в Италию продолжает оставаться природный газ.

В товарном составе российского импорта из Италии преимущественное место по-прежнему принадлежит товарам народного потребления. Второй по значимости группой остаются машинно-технические товары. Доли всех прочих товарных групп практически не изменились.

Конкретные вопросы продвижения основных направлений экономического сотрудничества (в первую очередь инвестиционного и валютно-финансового) находятся в ведении Российско-Итальянского совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству.

На новый качественный уровень переходит валютно-финансовое сотрудничество. Его характерной чертой является переход от предоставления кредитов под государственные гарантии к нормальному межбанковскому взаимодействию, предусматривающему использование финансовых инструментов, не оказывающих влияния на внешний долг России.

В настоящее время запущены и эффективно работают конкретные инструменты финансирования крупных проектов без государственных российских гарантий. Достигнуты результаты и в отношении создания механизма финансирования проектов малого и среднего предпринимательства. С российской стороны в эту работу вовлечены Внешторгбанк, Сбербанк и Альфа-банк, с итальянской – “Интеза”, “ИМИ/Сан Паоло” и “Банка национале дель лаворо”.

Важным позитивным сигналом для итальянского бизнеса явилось открытие в декабре 2003г. в Москве оперативного филиала крупнейшего итальянского банка “Интеза”, который стал первым действующим итальянским банком в России. В апреле 2005г. банк “Интеза” купил около 75% акций коммерческого российского КМБ-банка на сумму 90 млн долларов. При этом в течение 5 лет планируется завершить объединение филиала итальянского банка ЗАО “Банк “Интеза” с КМБ-банком.

Первоочередное внимание уделяется развитию инвестиционного сотрудничества.

По имеющимся статистическим данным, накопленный итальянский капитал в экономике России составляет более 1,1 млрд долл. США. Итальянские компании на территории России ввели в строй целый ряд производств, в том числе в рамках создаваемых промышленных округов, а также приступили к реализации новых проектов в области промышленного производства.

Определенную нишу в российско-итальянском инвестиционном сотрудничестве занимают сравнительно небольшие совместные предприятия и компании со 100%-ным итальянским капиталом, зарегистрированные на территории Российской Федерации. По имеющимся данным, в России работает более 700 итало-российских СП и почти 200 компаний с чисто итальянским капиталом. Только в Москве зарегистрировано более 200 представительств итальянских фирм.

Продолжает развиваться сотрудничество с итальянскими компаниями в реализации проектов промышленной кооперации в стратегически важных для России областях экономики, таких как топливно-энергетический комплекс, аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение, производство бытовой электротехники, товаров нефтехимической промышленности.

Среди крупнейших объектов инвестиционного сотрудничества можно отметить следующие.

В апреле 2004г. состоялось открытие построенного в г.Липецке фирмой “Мерлони элеттродоместичи” (с 2005г. – “Индезит”) завода по производству стиральных машин (расчетная мощность – 1 млн машин в год). В строительство и оснащение предприятия было инвестировано около 40 млн евро, кроме того, в Липецке действует завод фирмы по производству холодильников (1,5 млн штук в год).

В январе 2006г. в Ступинском районе Московской области открыт завод компании “Марацци черамике” по производству керамической плитки, в который инвестировано около 40 млн долл. В 2005г. в состав “Марацци” вошла российская производственно-коммерческая группа “Керама” (с предприятием “Велор” в Орловской области, 16 торговыми представительствами и 100 фирменными магазинами), на долю которой приходится 20% отечественного рынка строительной керамики.

В 2006г. АО “Северсталь-Авто” подписало соглашение с концерном ФИАТ, которым предусмотрена сборка на заводе в Набережных Челнах малолитражных автомобилей итальянского концерна. К 2008г. планируется выпускать 30 тыс. автомобилей в год. В организацию сборочного производства в Набережных Челнах “Северсталь-Авто” планирует инвестировать около 30 млн. долларов.

Одной из приоритетных сфер по привлечению итальянского капитала становится электроэнергетика. Компания “ЭНЕЛ” в консорциуме с российской группой ЕСН в июне 2004г. подписала генеральное соглашение и договор с РАО ЕЭС о передаче Северо-Западной ТЭЦ в управление сроком на 3 года консорциуму “ЭНЕЛ ЕСН”. За время управления российско-итальянский консорциум обязуется привлечь около 227 млн долл. на строительство второго энергоблока мощностью 450 МВт и теплотрассы в Приморский район Санкт-Петербурга.

“ЭНЕЛ” проявляет повышенный интерес к процессам реструктуризации, приватизации, либерализации энергетической отрасли России, в частности оптовых и территориальных генерирующих компаний. В 2006г. итальянская компания договорилась о покупке за 105 млн долл. у группы ЕСН 49,5% акций “Русэнергосбыта”. Соглашение предусматривает не только вхождение “ЭНЕЛ” в капитал “Русэнергосбыта”, но и участие итальянской стороны в оперативном управлении компанией, которая занимается поставками электроэнергии таким крупным потребителям, как “Газпром” и ОАО “Российские железные дороги”.

Одним из приоритетных направлений экономического сотрудничества является сотрудничество в области высоких технологий. Это в первую очередь касается таких секторов, как использование и исследование космического пространства в мирных целях, производство средств связи, телекоммуникаций, создание систем управления и навигации, авиастроение, военно-техническое сотрудничество.

В области авиастроения перспективным представляется сотрудничество российского авиахолдинга “Сухой” (ОАО “Гражданские самолеты Сухого”) и компании “Аления аэронаутика” (группа “Финмеканика”), которые в августе 2006г. достигли договоренности о совместном производстве среднемагистрального пассажирского самолета RRJ (Russian Regional Jet), соответствующего требованиям мирового рынка, с радиусом полета до 5000 км и пассажировместимостью до 100 человек. Двигатели для нового самолета будет разрабатывать французская фирма “Снекма моторс”. Потребности российского рынка в самолетах такого класса оцениваются в 200 машин, а европейского – еще в 500 единиц.

Проект предполагает образование совместного российско-итальянского предприятия с 25%+1 акция долей капитала компании “Аления аэронаутика”.

Компания “Селекс” (концерн “Финмеканика”) определена для практического участия в российском проекте федеральной сети транкинговой мобильной связи стандарта ТЕТРА (“ТЕТРАРУС”). “Селекс” уже получил первый контракт на построение экспериментальной сети стандарта ТЕТРА по заказу РАО ЕЭС в районе Среднего Поволжья (стоимость проекта – 40 млрд долл. США). Реализация сети осуществляется совместным предприятием “АРТЕТРА”, в капитале которого компания “Селекс” (через свое отделение ОТЕ) имеет 51%, а 49% принадлежит российской фирме “Тетрапром” с участием партнеров со стороны Мининформсвязи и Минпромэнерго России.

На сегодняшний день всеми участниками проекта “ТЕТРАРУС” построены фрагменты сети ТЕТРА в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Казани, Калининграде, на Средней Волге и Валааме. В 2005–2006гг. практически все значимые события, в т.ч. саммит “Группы восьми” в Санкт-Петербурге, проводились с использованием ресурсов сетей ТЕТРА.

В рамках проекта по организации в России скоростного движения железнодорожного транспорта состоялись переговоры ОАО “Российские железные дороги” (РЖД) с компаниями “Ансальдобреда” и “Альстом Италия”, являющимися ведущими производителями оборудования и подвижного состава для скоростного железнодорожного транспорта. По результатам переговоров с итальянской стороной в 2005г. Минтрансу России передано предложение о поставке 16 скоростных составов по 6 вагонов каждый. Причем сборка 8 составов из итальянских комплектующих предусмотрена на российских предприятиях. Стоимость проекта составляет около 307 млн евро. Также прорабатывается возможность кооперации в производстве на российских предприятиях электропоездов межобластного сообщения.

Перспективным фактором торгово-экономических отношений становится межрегиональное сотрудничество.

В течение 2003–2006гг. Италию для налаживания прямых деловых связей с итальянскими регионами посещали представительные делегации российских субъектов федерации (в частности, Московской, Ленинградской, Липецкой, Свердловской, Пермской, Калининградской, Чувашской Республики, Республики Татарстан, Краснодарского края, а также Москвы и Санкт-Петербурга), а Россию – делегации итальянских областей (в частности, Ломбардии, Лигурии, Лацио, Венето).

Особое место в развитии межрегионального сотрудничества уделяется вопросам создания на территории России промышленных округов с использованием итальянского опыта. Представители субъектов Федерации принимают активное участие в деятельности рабочей группы экономсовета.

Более всего продвинулась работа по этому направлению в Липецкой области на базе принадлежащих компании “Индезит” двух заводов по производству холодильников и стиральных машин, где, по мнению итальянских специалистов, практически создан прототип промышленного округа.

По мнению итальянской стороны, в России практически созданы прообразы промышленных округов в Свердловской, Пермской и Московской областях, отвечающие необходимым критериям.





По материалам МИД РФ