Государство - инновации - бизнес

Вверх / Аналитика / Государство - инновации - бизнес /

Шесть программ поддержки инноваций

Шадрин Артем Евгеньевич, Начальник отдела Департамента стратегии социально-экономических реформ

Поддержка на всех уровнях

В настоящее время правительство России продолжает формирование эффективной системы содействия инновационным проектам, находящимся на различных стадиях реализации.

Первая, посевная, стадия реализации инновационных проектов поддерживается в рамках программы "Старт", финансируемой государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). С 2004 г. данная программа обеспечивает конкурсное предоставление ученым и специалистам денежных средств на безвозвратной основе на проведение НИОКР, цель которых - снять сомнения потенциального инвестора с целью ускорения начала финансирования инновационного проекта. Это аналог известной американской программы SBIR (Small Business Innovation Research).

Предполагается, что процесс становления малой инновационной компании займет до трех лет. Первый этап реализации проекта (до одного года) предусматривает выделение из средств программы до 750 000 руб. На второй и третий годы реализации проекта предоставляемое со стороны фонда финансирование на проведение НИОКР увеличивается в зависимости от хода работ, объема привлекаемого внешнего финансирования, суммарно за три года составляя до 4,5 млн руб.

За два года реализации программы уже создано более 850 новых малых инновационных предприятий, около 4000 высококвалифицированных рабочих мест. Из уже завершивших первый этап программы 100 предприятий 36 привлекли инвесторов со средним вкладом каждого в 2 млн руб., т. е. почти в три раза больше предоставленного государством гранта.

Описываемая программа направлена на поддержку самой первой, предпосевной и посевной, стадии инвестирования создаваемых инновационных предприятий.

Следующим направлением государственной поддержки является предоставление из средств федерального бюджета конкурсной поддержки создания региональных паевых инвестиционных фондов, работающих с высокотехнологическими предприятиями. Эта программа реализуется Минэкономразвития России в рамках мер по поддержке малого предпринимательства, предусмотренных распоряжением правительства Российской Федерации № 249 от 22 апреля 2005г.

В 2005 г. государство выделило на нее более 300 млн руб., или 25% от предполагаемого объема финансирования фондов. Такую же долю обязаны внести региональные бюджеты, остальное должно быть привлечено за счет частных средств. В числе победителей конкурса на получение софинансирования 200 млн руб. из федерального бюджета получил Татарстан, 50 млн руб. - Пермская область, по 30 млн руб. - Московская область и Красноярский край. Планируется, что венчурные фонды начнут активно работать уже в следующем году.

В 2006 г. объем поддержки из федерального бюджета таких региональных венчурных фондов предполагается увеличить, выделив на эту цель до 700 млн руб. из 3,0 млрд руб., предназначенных на поддержку малого бизнеса.

На ту же цель поддержки финансирования малых предприятий в научно-технической сфере направлена планируемая правительством активизация деятельности российского "фонда фондов" - Венчурного инновационного фонда, созданного еще несколько лет назад, но сейчас практически не работающего (вложенные в него деньги уже инвестированы в различные проекты).

Министерство образования и науки и Минэкономразвития в настоящее время совместно готовят проект постановления правительства, регламентирующего деятельность фонда. В частности, планируется увеличить его капитализацию и сделать условия предоставляемого им финансирования более привлекательными для реципиентов - учредителей частных венчурных фондов.

Сейчас Венчурный инновационный фонд (ВИФ) может финансировать не более 10% капитала поддерживаемых им частных инновационных фондов. Мы считаем возможным разрешить увеличивать эту долю до 49%, чтобы значительно повысить инвестиционные возможности частных фондов. Не исключено также, что в целях стимулирования создания частных венчурных фондов может быть использован применяемый в международной практике механизм усиления "инвестиционного рычага" - заключения договоров о выходе ВИФа из венчурного фонда по заранее оговоренной цене. При этом в случае получения сверхприбыли доходность вложений частного инвестора значительно увеличивается.

Инновационные предприятия, достигшие достаточно значимого уровня развития, могут претендовать на безвозмездную поддержку государства на условиях долевого участия в рамках известной программы конкурсной поддержки важнейших инновационных проектов государственного значения (мегапроектов), находящихся на ранних стадиях инновационного цикла.

Отобранные проекты поддерживаются бюджетными грантами, как правило, превышающими $10 млн. При этом государство осуществляет финансирование исключительно НИОКР, а коммерческие партнеры несут иные виды затрат, связанные с инвестициями в оборудование и прочими расходами.

В настоящее время на разных стадиях выполнения находятся 15 мегапроектов, поддерживаемых Минобрнауки и Минпромэнерго. Существенной особенностью данной программы было предоставление права окончательного решения независимой экспертной комиссии. Срок реализации проектов не должен был превышать четырех лет, и по окончании этого периода валовая выручка инициаторов проекта от его реализации должна была в 4-5 раз превосходить запрошенный объем стартового финансирования со стороны государства, что позволяло рассчитывать на окупаемость вложений государства в проект через будущий прирост налоговых платежей.

В ноябре правительство утвердило положение об Инвестиционном фонде Российской Федерации, из средств которого будут поддерживать проекты стоимостью свыше 5 млрд руб. - в том числе и проекты инновационного характера. Насколько известно, сейчас есть по крайней мере два крупных научно-производственных проекта, по которым начата проработка документов для подачи на конкурс на получение средств Инвестиционного фонда.

Крайне перспективный механизм государственной поддержки инноваций - создание особых экономических зон. Этим летом был принят, наконец, закон, регламентирующий их деятельность. Законодательством обеспечивается предоставление предприятиям - резидентам ОЭЗ таможенных преференций, их освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на пять лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ. Для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ предусмотрено также снижение базовой ставки единого социального налога до 14%.

В ноябре был проведен конкурс среди регионов на право формирования ОЭЗ; победителями были признаны заявки на создание технико-внедренческих ОЭЗ в Москве, Московской области, Томской области и Санкт-Петербурге, а также промышленно-производственных зон в Татарстане и Липецкой области.

Следует отметить, что в федеральном бюджете на 2006 г. уже заложено 8 млрд руб. на создание инфраструктуры особых экономических зон, сформировано Федеральное агентство по особым экономическим зонам (РосОЭЗ), так что ряд необходимых организационных предпосылок для старта формирования первых ОЭЗ уже создан.

Инфраструктура технопарков

При всей своей важности с точки зрения стимулирования инвестиционной активности число ОЭЗ неизбежно будет ограниченным. Поэтому мы считаем целесообразным обеспечить эффективную поддержку развития технопарков, которые будут базироваться и за пределами особых экономических зон. В соответствии с поручением правительства Минэкономразвития должно разработать к 1 февраля план мероприятий по мерам государственной поддержки промышленных парков и технопарков, а также подготовить предложения по отбору пилотных проектов.

По нашему мнению, технопарки должны создаваться не только в области ИТ-технологий, но и других инновационных направлений. Сейчас мы активно ведем проработку этих предложений совместно с ассоциацией технопарков, с движением "ОПОРа", с коллегами из Всемирного банка и Центра стратегических разработок. Также мы надеемся получить предложения от Минобрнауки, Минпромэнерго, Минрегиона, Мининформсвязи, которым также поручено участвовать в подготовке этих документов.

С нашей точки зрения, создание технопарков должно решить несколько задач. В частности, активизировать инновационную работу в университетах, вокруг которых, как правило, создаются технопарки. Бизнес-идеи со стороны преподавателей и студентов могут стать питательной основой для формирования новых предприятий, которые впоследствии будут финансироваться венчурными фондами.

С другой стороны, технопарки должны способствовать привлечению прямых инвестиций крупных технологических компаний в регионы.

Интересны перспективы привлечения к строительству технопарков частных инвестиций. Согласно материалам мэрии Дубны, подготовленным совместно с ИТ-компаниями к заседанию 30 сентября Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве, на создание в районе социальной и инженерной инфраструктуры крупного технопарка планируется потратить 2,6 млрд руб. из бюджетных источников, тогда как предполагаемый объем частных инвестиций в рамках этого проекта - 16,8 млрд руб. То есть государственная поддержка необходима лишь в размере 13% от общего объема инвестиций. Такого рода пропорция привлекательна для государства.

Финансовая поддержка

Следующее направление государственной политики связано с повышением инновационной активности действующих предприятий.

Во-первых, государство активизирует политику поддержки экспорта, формируя механизмы гарантирования экспортных кредитов и субсидирования процентных ставок по ним. Кроме того, с 2005 г. в рамках мер по поддержке малого бизнеса начата реализация программы по софинансированию из федерального и региональных бюджетов расходов предприятий по выходу на внешние рынки, связанных с сертификацией продукции, с участием в зарубежных выставках и ярмарках и т. д.

Этот механизм начал апробироваться уже в текущем году почти в полутора десятках регионов; в следующем году в рамках его реализации планируется выделить из федерального бюджета порядка 150 млн руб. Казалось бы, деньги не очень большие, но они вполне могут стать очень важным стимулом для выхода предприятий на внешние рынки.

Еще одно направление деятельности государства - финансовая поддержка непрерывного образования на базе предприятий. Понятно, что их инновационная активность в значительной степени зависит от потенциала сотрудников, от их возможности обновлять знания. В целом развитие непрерывного образования - один из основных приоритетов образовательной реформы.

Хорошим примером государственной поддержки непрерывного образования является Президентская программа подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства, софинансируемая бизнесом, федеральным и региональными бюджетами. С 1998 по текущий год в ее рамках обучение прошли 34 500 человек, в том числе за рубежом - 8200 человек. Эта программа привела к ощутимому росту квалификации менеджеров и оказала немаловажное влияние на уровень подготовки кадров. Сейчас она активно продолжается, по результатам конкурса на 2005/2006 учебный год отобрано более 5000 специалистов, из них более 4000 пройдут зарубежную стажировку.

В рамках национального проекта в сфере образования в стране планируется создать две бизнес-школы мирового уровня. Это серьезный и очень важный шаг.

При этом кроме подготовки руководителей высшего звена необходимо инициировать подготовку высококвалифицированных менеджеров, занимающихся вопросами высоких технологий. Механизмы государственной поддержки подготовки кадров для инновационных отраслей сейчас обсуждаются.

Государство и бизнес

Государство намерено обеспечить возможность участия бизнеса в разработке государственной политики - как технологической, так и образовательной.

К заседанию Совета по конкурентоспособности наше министерство подготовило доклад о развитии частно-государственного партнерства. В нем уделено немало внимания развитию механизмов частно-государственных консультаций, вопросам вовлечения бизнеса в процесс принятия решений.

В частности, предлагается создать общероссийский, отраслевые и региональные советы работодателей по технологической политике. Это положение уже включено в проект плана мероприятий по реализации основных направлений развития национальной инновационной системы на 2006 г. Данный документ внесен Министерством образования и науки в правительство.

В области образовательной политики предполагается усилить участие работодателей в выработке образовательных стандартов и учебных планов вузов. Есть примеры эффективно работающих региональных и муниципальных трехсторонних советов по образовательной политике, состоящих из представителей работодателей, учреждений профессионального образования и региональных администраций.

А в ходе реализации административной реформы, концепция которой была одобрена распоряжением правительством 25 октября сего года, в рамках внедрения механизмов управления и бюджетирования, ориентированных на результат, мы рассчитываем обеспечить возможность максимально эффективного участия бизнеса, объединений работодателей и общества в целом в процессе выработки решений органами государственного управления, разработки целевых показателей деятельности министерств и механизма планирования бюджетных расходов.



Источник: /Министерство экономического развития и торговли РФ, 27.12.2005/